Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ-1ТА.
СХТЗ-НАТИ — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР. На Харьковском тракторном заводе выпускался с 1937 по 1949 (исключая период эвакуации завода).В середине 30-х годов возникла необходимость создать массовый гусеничный сельскохозяйственный трактор. Учитывая также потребности армии и других отраслей народного хозяйства в гусеничных транспортных тракторах-тягачах, на Сталинградском тракторном заводе совместно с НАТИ были разработаны унифицированные сельскохозяйственная и транспортная модификации гусеничного трактора.
Первый трактор массового производства оригинальной отечественной конструкции был разработан с учетом лучших достижений мирового и отечественного тракторостроения. СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клепаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.
Эластичная подвеска на четырех балансировочных каретках с витыми цилиндрическими пружинами. Кабина — полузакрытая. Двигатель и силовая передача крепятся на раме в трех точках. Силовой агрегат — керосиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Коробка передач — зубчатая трехходовая, гусеница — из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.
В течение целого десятилетия СХТЗ-НАТИ оставался самым распространенным гусеничным трактором, только в 1949 году его сменил ДТ-54, который по компоновке, схеме силовой передачи, ходовой системе и остову сохранил преемственность с СХТЗ-НАТИ и отличался от него дизелем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака сзади.
СХТЗ-НАТИ
- Выпускался, гг. 1937-1952
- Экземпляры 191000
- Тип движителя гусеничный
- Полная масса, т 5,1
- Расположение
- Кабина: сзади
- Двигатель: спереди
- Основные размеры
- Двигатель
- Марка двигателя
- Мощность, л.с. (кВт) 52 (38,2)
- Трансмиссия
- Подвеска и управление
- Тип подвески жёсткая
- Оборудование
- Пневмооборудование нет
- Модельный ряд
- Последующая модель ДТ-54
История
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].
СХТЗ-НАТИ в ГДР
В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года.На Алтайском тракторном заводе производство тракторов получивших обозначение АТЗ-НАТИ продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54
Конструкция
Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
Кабина трактора была полузакрытой.
Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.
Факты
10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году.В начальный период Великой Отечественной войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
Галерея.
Существующая литература.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1. А — Ангоб. 1969. 608 стр., илл.; 47 л. илл. и карт, 1 отд. л. табл.Музей отечественного тракторостроения. Пахотный трактор СХТЗ-НАТИ
Журнал «Огонек» № 8 за 1947 г.
С.П. Поддерегин - Трактористы о тракторе СТЗ -НАТИ 1ТА (сельскохозяйственный).
Ссылки.
Википедия.techstory.ru
www.aviarmor.net
www.agronet.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий