ДТ-54. Первопроходец целины.

В самой первой заметке я вкратце упомянул про начало освоения целинных земель в Омской области. Теперь события тех лет кажутся уже давно ушедшими в историю, а ведь есть ещё много живых свидетелей первых целинных дней. Это и люди, благодаря усилиям которых на месте выжженных степей заколосились поля, и их железные помощники. Один из таких ветеранов, трактор ДТ-54, "проживает" в селе Целинное Русско-Полянского района.

В самом конце марта 1954 года на строительство будущего совхоза Целинный прибыла первая группа покорителей новых земель - 14 человек, из Москаленского и Исилькульского районов, среди них был и механизатор Яков Трофимович Минеев, приехавший из совхоза "Боевой". Действующие совхозы посылали на целину не только людей, но и технику, так и очутился в Целинном вместе с Яковом Трофимовичем и его железный конь - ДТ-54, выпущенный на Харьковском тракторном в самом начале 1950-х.

Гусеничный трактор ДТ-54 выпускался на ХТЗ с 1949 года, заменив на конвейере ХТЗ своего предшественника СХТЗ-НАТИ. Основным новшеством ДТ-54 по сравнению с предыдущей моделью был новый дизельный двигатель мощностью 54 л.с. На СХТЗ-НАТИ устанавливался прожорливый карбюраторный двигатель, работающий на керосине, и ДТ-54 с новым дизелем выгодно отличался от своего предка экономичностью и надёжностью. Кроме этого, новый трактор получил закрытую кабину, что значительно улучшило условия труда трактористов. Новый трактор выпускался не только на ХТЗ, а ещё и на Сталинградском/Волгоградском и Алтайском тракторных заводах. Последний ДТ-54 вышел из ворот ХТЗ в 1961 году, а всего на трёх заводах было выпущено около 957 900 "дэтэшек", именно эта машина стала самой распространённой на целине.
Начало работ на целинных землях всегда старались обставить торжественно, превратив в народный праздник, не стал исключением и новорожденный совхоз Целинный. Право вспашки первой борозды получил Яков Трофимович со своим ДТ-54, правда, вышла небольшая заминка - первый участок земли, выбранный под вспашку, оказался слишком твёрдым и никак не поддавался плугу. Тогда на помощь "дэтэшке" пришёл более мощный челябинский С-80 и земля уступила упорным людям. Ну а дальше пошли борозда за бороздой, поле за полем, к июню 1954 года в Целинном работало уже 152 человека, причём значительная их часть приехала из Москвы, в честь чего одна из центральных улиц строящегося совхоза получила название Московской.

Шли 1960-е, трудяга ДТ-54 со бортовым номером 7 продолжал работать в совхозе, и так бы и ушёл по возрасту в металлолом, но в 1965 году совхоз подал заявку на участие в конкурсе по благоустройству, проводимом в РСФСР. Тогдашний председатель правления Ишутин был одержим идеей показать, что их совхоз - лучший. Были проведены масштабные работы по облагораживанию территории и озеленению: раньше в этой голой степной местности деревья встречались крайне редко, а теперь появлялись целые рощи. И тут кому-то (скорее всего Минееву) в голову пришла мысль поставить заслуженный трактор на постамент. Идея пришлась всем по душе и на Московской улице, недалеко от зданий правления и Дома культуры, вскоре был сооружён памятник.
Усилия жителей Целинного были вознаграждены - по итогам конкурса совхозу присудили диплом II степени. А вот трактор простоял на своём первом месте недолго - до 1967 года, когда было принято решение соорудить в совхозе монумент солдатам Великой Отечественной, и именно там, где стоял памятник железному первопроходцу. Трактор же решили перенести на другое место - к центральному току, так и было сделано. Впрочем, популярности у памятника от этого не убавилось - он всё равно оставался на виду, около него проводились различные мероприятия, ветераны совхоза, в том числе и Яков Трофимович, рассказывали пионерам, как всё начиналось.


А потом наступил 87-й с перестройкой, потом пришли 90-е со всеобщим развалом, на какое-то время стало не до памятников прошлым трудовым победам, и трактор одиноко стоял у опустевшего тока. Но в 1999 году о заслуженной машине вспомнили, и ДТ-54 опять переехал на Московскую улицу, почти на своё старое место, благо памятник участникам войны к тому времени тоже переместили на другое место (вот же энергичные люди!). Там "дэтэшка" и живёт в настоящее время, волей-неволей напоминая молодому поколению, какие жизненные ценности исповедовали их дедушки и бабушки.

Вот и вся история этого памятника, примечательного ещё и тем, что ДТ-54 харьковского производства сейчас - большая редкость. Осталось лишь высказать огромную благодарность за предоставленные материалы бывшему агроному совхоза Целинный, а ныне председателю организации ветеранов целины Анне Семёновне Пендер, и дать краткую техническую характеристику машины:

Тип трактора - гусеничный, общего назначения
Вес - 5400 кг
Удельное давление на почву - 0,41 кгс/см²
Число передач - 5 вперёд, 1 назад
Диапазон скоростей - вперёд 3,6 - 7,9 км/ч, назад - 2,4 км/ч
Двигатель - Д-54, бескомпрессорный, четырехтактный дизель с вихревыми камерами
Номинальная мощность при 1300 об/мин - 54 л.с.
Пусковой двигатель - ПД-10М

Источник: mib55.livejournal.com
Blog Widget by LinkWithin